Страница директора

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».  Г. Г. Нейгауз

 

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной детской школы искусств в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.

Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях   образования в сфере культуры и искусства.

Массовое  воспитание и образование в сфере культуры и искусства, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ).     Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы  ДШИ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации  В области художественного образования. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами  искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детских  школ искусств, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование.

Целью обучения детей в   ДШИ является подготовка в большинстве своём   любителей, которые обладают навыками музыкального и художественного творчества. Научить  творчеству в любом виде искусства можно любого ученика, имеющего даже весьма средние данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения.

Родители часто отдают детей в   школу искусств вовсе не для того, чтобы вырастить из них профессиональных музыкантов, художников, танцоров, певцов, а для того, чтобы дети приобщились к миру классического  искусства, полюбили его, потому что, как считается, без этого не может быть культурного человека.

И вот ребенок, приступивший к занятиям определённого вида искусства, на протяжении долгих лет ежедневно приобщается к любимому делу. В общем, он живет в этом мире, искусство становится для него естественной средой обитания.

Занятия  любым видом искусства – это тяжелый труд. Он по силам только тем, у кого есть стремление заниматься  им, кто не мыслит себя без этого, то есть у тех, кто хочет посвятить свою жизнь искусству. Таких детей сразу видно: их не надо заставлять заниматься из-под палки, у них самих имеется сильно выраженная потребность заниматься  любимым делом. Им это просто нравится.

Но ведь большинство детей, посещающих   школы искусств, не собираются становиться профессионалами. У них есть другие интересы, с  искусством совсем не связанные. Им тоже нравится  играть на инструменте, петь, танцевать, рисовать. Их цель – получение художественного  образования, приобщающее их к миру классического искусства.

Положительное и терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже давно и хорошо известно. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в Европе, так и в США, они доказывают, что увеличение количества занятий музыкой,  живописью и другими видами искусств помогают ученикам в усвоении математики и языков.

Американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой за счет часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но, наоборот, показали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше.
Физиологи пришли к выводу, что в возрасте девяти-одиннадцати лет часть мозговых клеток человека необратимо разрушается, если их не позаботились активно задействовать к этому времени так, чтобы вопросы занятости ребенка решались не просто предоставлением ему отдыха от любых дел, а сменой разного рода занятий, так, чтобы в них участвовал последовательно весь организм ребенка, а, следовательно, и головной мозг.

Уже по этим причинам эстетическое воспитание следовало бы начинать в достаточно раннем возрасте. Но способ, которым это следует делать, имеет решающее значение, так как он равноценен самому обучению искусствам. Различное обучение активизирует мозговые клетки по-разному.

Итак, занятия искусством целостно развивают человеческие способности, если они построены соответственно природе самого искусства, а не заинтеллектуализированы и не превращены в принудительный труд.

Обучение музыке и искусствам должно рассматриваться, прежде всего, как способствующее целям детского целостного развития и только на втором плане должно стоять достижение высокого результата. Что касается талантливых детей, то при обучении  важно не то, насколько искусными музыкантами, художниками и танцорами они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.

Искусство имеет огромное значение для воспитания и обучения детей.
Комплексное воспитание с помощью искусства, творческие методы обучения применимы к любому ребёнку. Разница лишь в том, что  профессионалом может стать высокоодарённый ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся  любителями в любом виде искусства. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания   в процессе обучения: стимулирования активного, заинтересованного отношения к  искусству, желания   творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии  видов искусств

Музыка и искусство уже в силу своей внутренней природы должны быть главной частью любого воспитания.     Ведь музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу.
Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!